Разбираем GUECAT


razbiraem-guecat_1.jpg

Устройства CueCat компании DigitalConvergence, сочетая в себе технологические решения и результат исследований рынка, были призваны связать Интернет и классические среды размещения рекламы, такие как журналы, газеты и телевидение. Начиная с 1999 года, в технологию CueCat было вложено более ста миллионов долларов. Свыше трех миллионов сканеров CueCat были бесплатно розданы в магазинах фирмы Radio Shack, распространены среди 400 000 подписчиков журнала «Wired» и 850 000 подписчиков журнала «Forbes». В конечном итоге в DigitalConvergence рассчитывали, что обладателями сканеров станут 10 000 000 человек.

Пользователь сканера получал возможность считывать фирменные метки, имевшие вид специальных штрих-кодов, записанных в печатных каталогах рядом с наименованием изделий, или в случае подключения CueCat к телевизору — вид специальных звуковых меток во время рекламы. Получая такую метку на входе, программное обеспечение CueCat автоматически открывало на компьютере пользователя Веб-страницу с дополнительной информацией — обычно сайт компании-производителя устройства или технологии.

Сама по себе идея была вполне достойной. Однако вскоре стали распространяться слухи о, мягко говоря, нетрадиционных методах исследования рынка, применявшихся компанией Digital Convergence. Методы эти состояли в сборе и анализе сведений о действиях, осуществляемых при помощи CueCat индивидуальными пользователями, включая демографические данные и сведения об индивидуальных потребительских пристрастиях. С этого момента все пошло по наклонной. И дело не только в том, что благодаря публичным поркам в прессе померкла репутация компании, но еще и сама по себе технология очень быстро перестала соответствовать современным реалиям в связи с развитием Интернета и технологическим бумом. Изначальная идея продукта состояла в том, чтобы дать пользователям способ быстрого доступа к сетевым ресурсам, избавив их от необходимости набирать длинные имена ссылок и часами копаться в Интернете. Однако Интернет совершенствовался, навигация по Интернет-сайтам упрощалась, многие издания, ранее выходившие только в бумажном виде, появились в онлайне, а поисковые машины типа Google и Yahoo! дали возможность быстрого поиска информации на любую тему.

Digital Convergence умудрилась еще сильнее навредить собственной репутации, начав применять тактику тяжелой руки для защиты своей интеллектуальной собственности. В Digital Convergence были ужасно огорчены, узнав, что владельцы сканеров CueCat меняют их внутренние схемы. Выступив с обвинениями в том, что это является нарушением лицензионного соглашения и что пользователи всего лишь арендуют или получают права на владение сканером CueCat от Digital Convergence, фирма наняла одну солидную нью-йоркскую адвокатскую контору, чтобы начать бессмысленную кампанию по рассылке писем с угрозами и «уведомлениями о нарушении авторских прав». Начатая Digital Convergence охота на ведьм в точности напоминает сегодняшние действия Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA). RIAA, будучи конгломератом ведущих звукозаписывающих и кинокорпораций, использует акт о защите авторских прав в сфере программного обеспечения (т.н. Digital Millenium Copyright Act, или DCMA) в своей борьбе за установление контроля над использованием авторских прав на контент и программные продукты. История повторяется, и враждующие стороны продолжают наносить друг другу новые удары.

К середине 2001 года CueCat был окончательно выброшен на свалку штрих- кодовой истории. Ввиду кризиса hi-tech-индустрии (так называемый «the dot-com crash»), крах еще одного начинания не явился чем-то необычным. Тем не менее, в январе 2002 года на сайте Digital Convergence (www.digitalconvergence.com) появилось не заслуживающее большого доверия рекламное объявление, намекающее на то, что нечто большее и лучшее появится в будущем.

CueCat является прекрасным объектом для взлома, а история с Digital Convergence и их сканером — классическая история о Давиде — аппаратном хакере и Голиафе — большой корпорации с венчурным капиталом. Внутреннее устройство CueCat можно модифицировать очень многими способами, начиная с изменения или удаления уникального серийного номера, имеющегося в каждом приборе, до того, что можно превратить CueCat в прибор для считывания любых обычных штрих-кодов или вообще, выпотрошив все внутренности, в карманный фонарик. И хотя компании-производителя уже не существует, CueCat стал, возможно, наиболее часто взламываемым и воспроизводимым устройством из когда- либо появлявшихся в широкой продаже.

Комментарии